Продвинутый пользователь: в памперсах и без
(Несколько слов о технике компьютерной безопасности)
Сегодняшние дети учатся пользоваться компьютерной мышью раньше, чем горшком. Мы можем умиляться, глядя на кроху, уверенно управляющегося с кнопками мультимедийной клавиатуры или обреченно вздыхать, что в этом безумном, безумном, безумном мире человек с малых лет становится рабом «умной машины», но факт остается фактом: для наших детей компьютер столь же естественная часть среды обитания, как и автомобиль, телефон, стиральная машинка.
Вспоминается анекдотический, но вполне реальный случай. Девочку шести лет спрашивают на собеседовании в первый класс, что нужно приклеить на письмо, чтобы оно дошло. Малышка не может ответить на этот, в общем-то, незатейливый вопрос. Наконец учительница показывает ей марку. Выйдя с собеседования, девочка в недоумении говорит маме: «я все-таки никак не могу понять, зачем эту бумажку приклеивать на монитор». Как говорится, без комментариев…
С другой стороны, все чаще раздаются встревоженные голоса педагогов: год от года у детей падает уровень текстового мышления: так называется умение адекватно воспринимать, воспроизводить, интерпретировать разнообразные тексты, а также создавать собственные. Неумолимо растет процент детей, страдающих дисграфией и дислексией: расстройствами, связанными с нарушением письменной речи. Говоря проще, дети с трудом овладевают чтением и письмом. И все чаще звучат голоса, утверждающие, что причиной тому – раннее и чрезмерное увлечение компьютерами. Не отстают и психологи: дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. С ними солидарны и педиатры: длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, да и вообще неизвестно, какое влияние оказывает на не окрепший детский организм компьютерное излучение…
Если использовать спасительный диск в качестве громоотвода от ребенка (сидит, мол, за монитором, не орет, не громит, ничего не требует, и ладно), то результат, конечно же, не замедлит сказаться. Компьютер станет для ребенка не только основным источником знаний о мире, но и суррогатом родительской любви, виртуальным стимулятором эмоций, которые он не дополучает в «реале». И тут уж не избежать всех тех бед – от близорукости до аутизма – о которых нам толкуют специалисты.
При разумном обращении компьютер может стать одним из средств общения и взаимодействия с малышом, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения.
При помощи компьютера можно легко и просто научить ребенка читать и писать. Даже самым упрямым понравится печатать слова на компьютере, вставлять недостающие буквы, угадывать, что написали вы.
Даже для самых маленьких пользователей можно найти в Интернете подходящие сайты о природе, искусстве, других удивительный вещах. Не выходя из дома, вы с малышом можете посетить виртуальный музей или принять участие в интеллектуальной олимпиаде.
Если кроха задал «умный вопрос», например, чем дышат лягушки или где самый высокий в мире вулкан, попробуйте вместе найти ответ во всемирной паутине. Еще никто не доказал, что умение пользоваться поисковыми системами отрицательно сказалось на интеллектуальном развитии!
Отдельно стоит сказать о компьютерных играх. Безусловно, продукты из серии «мочи все, что движется» никогда не должны появиться в вашем доме, но сегодня для детей выпускается масса качественных компьютерных игр практически для любого возраста, начиная с четырех-пяти лет. В зависимости от вкусов и склонностей вашего малыша вы можете выбрать подходящие «развивалки», действие которых развивается в джунглях или на пиратском корабле, в замке с привидениями или на дне океана. Освоить навыки чтения, математики, логики, письма рисования и музыки ребенку помогут герои его любимых мультфильмов и книг и даже конструктора Lego. Ну, а если вашему крохе по вкусу самодельные куклы и игрушки, купите игры из серии «Маленький искатель», герои которой словно сшиты из старых носков и перчаток.
Чтобы компьютер не принес малышу физического и психологического вреда, необходимо соблюдать простые правила безопасности.
*
Правильно организуйте рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50-60 см от монитора, источник света располагаться слева от экрана.
*
Следите за тем, чтобы спина и ноги ребенка имели опору, так вы предотвратите ухудшение осанки.
*
Самая большая нагрузка при работе с компьютером приходиться на органы зрения. Поэтому обратите внимание на качество вашего монитора: минимальная частота обновления экрана в рабочем режиме должна быть 85 Гц. Чтобы глаза отдыхали, делайте с ребенком специальные упражнения
*
Для дошкольников рекомендуют проводить компьютерные уроки по 15 минут, для младших школьников – по 20 минут.
*
Формируйте правильное отношение ребенка к компьютеру, это поможет избежать осложнений в будущем.
*
Подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» – рабочий инструмент.
*
Покажите, что вы используете компьютер только для дела. Например, строите с его помощью графики или пишите статьи.
*
Не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы или, хотя бы, не играйте в них при ребенке.
*
Не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьте свободный доступ к обучающим и развивающим программам.
Итак, за дело! Возьмем «на вооружение» девиз компании «IBM» – первого и самого крупного в мире производителя компьютеров: Машины должны работать. Люди должны думать! А научиться думать детям XXI века помогут компьютеры, умные и добрые машины.