http://www.myjulia.ru/data/cache/2010/04/01/381574_1395-800x600.jpg

Активен ли ваш малыш в меру или уже гиперактивен? Когда надо отвести его к специалисту? Гиперактивные дети — они немного другие, воспринимают все по-своему. Поэтому с ними надо по-иному общаться, по-другому обучать. Такие малыши очень творческие, слово «нестандартные» подходит к ним как нельзя лучше. Их гармоничное развитие во многом зависит от знания родителей об особенностях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Как распознать СДВГ?

Активность

Ваш ребенок всегда в движении, он не сидит, а ползет, не стоит, а бежит, не может долго чем-то заниматься. Бросает все свои дела на полпути, бегом стремится начать что-то новое... и снова бросает. Он не умеет просто стоять, сидеть или бежать. Если сидит, то качается на стуле... или грызет ногти. Или ковыряет паркет. Если стоит, то приседает, отдирает обои, дрыгает ногами или теребит ухо. А если бежит, то уж непременно подпрыгивает. При этом некоторые детки отличаются некой неуклюжестью. Они двигаются много и хаотично, поэтому не только часто падают, но и все роняют, сбивают с ног, врезаются и «ловят» большинство углов. Если ваш малыш ведет себя так, стоит присмотреться к другим проявлениям синдрома. А также нужно понять, что ругать его за это бессмысленно — он просто не может не двигаться. Именно в движении и идет его развитие. Проще говоря, он будет хуже воспринимать весь мир вокруг, если вы будете настаивать, чтобы ребенок сидел смирно, ходил ровно, не бегал, не прыгал, ногою не дрыгал, стул не шатал. Из этого мы видим, что сам по себе синдром говорит только о том, что ваш малыш активнее самых активных. По чему же гиперактивность вызывает беспокойство у родителей и педагогов?

Недостаток/дефицит внимания

Это, пожалуй, самый неприятный момент, который очень часто сопутствует гиперактивности, — недостаток внимания. И сразу хочу оговориться, так как очень часто слышу от родителей данное возмущение: «Недостаток внимания? Но я же отдаю ему все свое внимание, заботу и ласку! Как же так?» Вашего внимания ему хватает, дело в другом. У каждого ребенка в процессе взросления развиваются психические процессы: память, внимание, воображение, мышление и восприятие. У нас, как и у наших малышей, есть много подвидов этих процессов (память может быть зрительная, слуховая и тактильная, кратковременная и длительная).

Развитие внимания тоже можно разделить на несколько составляющих:

    -концентрация внимания;
    -устойчивость внимания;
    -объем внимания;
    -переключаемость внимания.

Это основные составляющие большого понятия «внимание». Так вот, у детей с дефицитом внимания мы видим снижение концентрации, устойчивости и переключаемости, в то время как с объемом (в большинстве случаев) все нормально.

Концентрация внимания подразумевает тщательное изучение объекта. У детишек с недостатком внимания мы не увидим сосредоточенности при изучении интересного предмета, а уж про неинтересный предмет или интересный, с точки зрения родителей, и говорить нечего.

Устойчивость внимания подразумевает длительное изучение объекта. То есть ребенок достаточно долго, на протяжении какого-то времени (для каждого возраста есть свои временные нормы) может удерживать свое внимание на интересном объекте.

Переключаемость внимания тоже нарушена. Ваш малыш с трудом концентрируется на механическом и монотонном, пусть даже интересном, занятии. Все посторонние шумы, голоса и предметы легко «уводят» его от первоначального занятия. И ему очень сложно снова приступить к делу.

Например, вы разбираете игрушки: что кому отдать, а что оставить? Но малыш постоянно отвлекается: то на птичек за окном, то на книжку, потом побежит в туалет, найдет по пути машинку... И так — не один час. И чаще всего дело заканчиваете вы в одиночку.

Как правило, из-за проблем с вниманием ваш подвижный и бойкий ребенок дольше всех одевается в садике на прогулку, дольше всех кушает и мастерит поделки. И нередко удостаивается звания «копуша». Но малыш просто не может сконцентрироваться, не «рассеиваясь» на другие раздражители.

И правда, как можно думать о шнурках и пуговицах, шапке и перчатках, когда вокруг столько интересного?! Маша чем-то угощает Витю (а мне?), Паша отнимает у Славика шарф (надо помочь!), Петя ищет свой ботинок под скамейкой (а тот у него за спиной)... И ведь во всем надо принять участие, совершенно забыв при этом то, что хорошо бы и самому что-то надеть.

Импульсивность

Ребенок очень часто делает что-то не подумав: перебивает в разговоре, не может дождаться своей очереди в игре, хватает немытое яблоко, бежит за незнакомой кошкой... Без всякого злого умысла он совершает необдуманные поступки: отнимает игрушки, затевает драки, может выбежать на дорогу... Импульсивность — очень опасная вещь. Малыш не контролирует свои порывы и часто оказывается в опасных ситуациях.

Основные причины:

Наследственность

Вспомните свое поведение и ощущения в детстве, поговорите с родственниками, проанализируйте детские годы братьев и сестер. Также имейте в виду, что гиперактивность у мальчиков встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Беременность и роды

Если во время беременности вы плохо питались, сильно переживали и тревожились, курили, то, вполне вероятно, это и есть причина гиперактивности вашего ребенка. При беременности будущей маме нужно на 30 % больше кислорода, поэтому, если вы курите, значит, систематически «перекрываете» ребенку кислород. Будущим мамам необходимы прогулки на свежем воздухе, правильное и разнообразное питание, никаких переживаний, тревог. А никотин с алкоголем вообще под запретом!

Недостаток питательных элементов

Не секрет, что сейчас во многих продуктах содержатся добавки: консерванты, ароматизаторы, эмульгаторы и красители. Некоторые врачи считают, что они — одна из причин возникновения СДВГ. Попав в организм ребенка, эти вещества отрицательно влияют на нейрохимические процессы, нарушая химический дисбаланс мозга.

Травмы головы

Ушибы и падения в детском возрасте не редкость. Но головной мозг формируется вплоть до подросткового периода. Поэтому очень важно обращать внимание на травмы головы. Ведь даже незначительный удар может повлиять на развитие мозга. Потому лучше перестраховаться, съездить в больницу.

Внимание на внимание

Как же быть с недостатком внимания? Играть в специальные игры!

«Где что было?»

Покажите ребенку несколько игрушек, стоящих на столе. Когда он отвернется, уберите или переставьте одну из них. Спросите: «Что изменилось?» Начните с небольшого количества игрушек, а затем усложняйте задания.

«Найди отличие»

Ребенок, нарисовав несложную картинку (солнышко с домиком), передает рисунок взрослому. Вы дорисовываете какую-то деталь. Теперь малыш должен определить, что изменилось. Чем младше ребенок, тем картинка проще.

«Слушай, как надо!»

Сначала вы с карапузом договариваетесь: какое ваше действие будет побуждать его ответное действие. Например: по вашему хлопку он должен подпрыгнуть, а если вы замотаете головой, то закружиться. Правила можно дополнять и менять. Это очень веселая игра.

«Словесный ряд»

Вы называете 4—5 слов, относящихся к одной классификации. Например: яблоко, груша, ананас. Но обязательно вставляете туда какое-нибудь совершенно неподходящее слово — например, утюг. Ребенок должен услышать его и сказать: «Уходи, утюг!»

«Сделай такую же!»

Сложите фигурку из спичек или счетных палочек. Предложите малышу ее повторить. Начинайте с простого.

«Пазлы»

Активные детки недолюбливают пазлы, а ведь они развивают зрительное внимание. Попробуйте приучать ребят к пазлам: чем меньше возраст, тем крупнее детали.
Ирина Кулинцова, психолог