Вверх страницы
Вниз страницы

Форум тагильских родителей

Объявление

Жить в семье – значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства и все же продолжать любить друг друга.
Берни Зигель
Здесь могла бы быть Ваша реклама! :)

Подать заявку на смену ника.     Линейки для форума

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум тагильских родителей » Я родился! » Потягунюшки-порастунушки!


Потягунюшки-порастунушки!

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Пестовальная гимнастика поможет малышу быстрее развиваться
Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребенок осознает себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет.
У новорожденного ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. Это его крайне смущает: малыш очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять привычную внутриутробную позу.
В первые месяцы после рождения важно вызывать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, которое пока доставляет малышу много неудобств. Негативные телесные вспоминания в дальнейшем могут привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам.
Только что появившийся на свет младенец не знает даже о том, что у него есть лицо. Первое знакомство с телом начинается со рта. В самом начале грудного вскармливания при первом прикладывании к груди новорожденный впервые узнает о том, что у него есть рот. Немножко позже у малыша «появятся» глазки и носик. Ко второму месяцу жизни малыш поймет, что у него есть ручки, а к трем месяцам он научится ими управлять. К 4-5 месяцам ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позже всего ребенок откроет, что у него есть лоб, темя и спина — это происходит обычно к 8 — 12 месяцам жизни.
Главный учитель — мама!
Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития малыша физический контакт, мама часто гладит своего ребенка, целует его. В старину русские женщины изобрели пестовальную гимнастику для того, чтобы максимально эффективно организовать телесное общение матери и грудного малыша.
Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа.
Другой особенностью пестовальной гимнастики является строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок не начнет сам делать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «Тушки-тутушки» — не раньше, чем малыш начнет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносит устойчивых результатов и практической пользы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте. Например, из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускаться вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее с третьей попытки.
Третьей особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с ребенком сопровождаются короткими стишками пестушками и потешками. Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая дитенка, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития, пестовальная гимнастика направлена также на психоэмоциональное и речевое развитие ребеночка.
В помощь молодым мамам мы и приводим некоторые упражнения, которые на Руси испокон веку являлись неотъемлемой частью ухода за грудным ребенком.

Упражнения для малыша от 0 до 14 дней

В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время идет адаптация женщины к новой для нее роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания. Малыш, которого в этот момент совершенно не интересует окружающий мир, нуждается только в тесном контакте с мамой и постоянном сосании.
Поэтому в этот период мама должна обеспечить ребеночку практически непрерывный физический контакт, который необходим малышу для идентификации психики и тела и для формирования у него ощущения надежности окружения. Необходимо помочь младенцу ощутить свое тело и дать ему понять, что он находится в полной безопасности. Для этого мама делает:
Поглаживания и ощупывания. Нежно гладим все тельце малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание уделяем ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.
Упражнения для малыша от 40 дней до 3-х месяцев
Мы рекомендуем приступать к непосредственным занятиям гимнастикой не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, стремиться к общению и становится способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери. До этого возраста малыши воспринимают занятия негативно, демонстрируя дискомфорт плачем или вскидываниями.
Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен (обычно это бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения). Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.
Потягунушки
Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.
Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.
Потягунушки-порастунушки!
Потягунушки-порастунушки!
А в ножки — ходунушки,
А в ручки — хватунюшки,
Поперек — толстунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

Поколачивание ножки
Цель: массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.
Легонько поколачиваем по пятке с приговорами:
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Упражнения для рук
Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.
Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.
И батюшке — сажень,
И матушке — сажень,
И бабушке — сажень,
(далее перечисляют несколько родственников),
А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга!
(или «а нашей девочке …»)

На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.
Если малыш плохо реагирует на это упражнение, то лучше его отложить до 3-х месяцев.

«Бокс»
Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):
Тяни холсты,
Холсты просты,
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай.

Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки.
Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись, рыбка,
Маленькая и большая!

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

Массаж спинки. Поглаживание

Цель: дать ощутить малышу свою спинку, активизировать кровообращение. Нежно гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью (повторяем 5-7 раз). При этом приговариваем:
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине,
Детенкам по избенкам,
Дарит по лаптенкам…


Упражнения для малыша от 3 до 8 месяцев

«Вьюшки»
Цель: совершенствование движений и координация рук малыша. Обычно в этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Упражнение делают 2-4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.

Упражнения для малыша с 8 до 12 месяцев

Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно занимать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает веселое общение, просто возню. Помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с малышом носят произвольный порядок.
«Ладушки»
Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение «Ладушки» — это продолжение упражнения «Вьюшки». Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки мама может прокомментировать его игру словами известной потешки «Ладушки». А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.
Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
Бражку.
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели.
Полетели, полетели,
Полетели, полетели,
На головушку сели.

При последних словах мама вскидывает ручки ребенка на голову.

«Коза рогатая»
Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех.
Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу («идет» перебирая указательным и средним пальцами по ножке малыша).
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Забодает, забодает, забодает!

На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.

Покачивания
Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает.
Поехали, поехали
До дедушки с орехами,
До бабушки с орехами
Поехали, поехали (и т.д., меняя порядок строчек).

Давайте делится прибаутками, я некоторые стишки распечатывала и вешала возле пеленального столика)

0

2

Важно! Играть с ребенком нужно только если у него есть настроение; если ваш крошка не в духе, лучше отложить на потом! Возможно вашему крохе больше понравятся стихи вашего собственного сочинения, но главное помните: КАКИЕ БЫ СТИХИ ВЫ НЕ ПРОЧИТАЛИ, ГЛАВНОЕ – ИНТОНАЦИЯ НЕГРОМКОГО И НЕЖНОГО МАМИНОГО ГОЛОСА!!!

Утром...

Поглаживая тельце малыша с плечиков до ножек, мама каждый день нежным шепотом давала ему некий наказ на всю будущую жизнь:

Потягушечки, потягушечки,
От носкочков и до макушечки
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.
В ножки – ходунки,
В ручки – хватунки,
В голову – разумок,
А в роток – говорок.

Произнося это "заклинание", мама не просто гладит малыша, а как бы вытягивала, одновременно нежно и с усилием в буквальном смысле выпрямляя маленькое тельце.

Были и другие варианты "потягушек", например такие:

Расти, Маша, выше, до хором, до крыши.
Расти, не балуй, маму с папой жалуй.
Расти с брус толщиной да с дом вышины.

В заключении утреннего ритуала можно было несколько раз нежно протискать все крошечное тельце ладонями или кулачками, шепча: "Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!". Это упражнение заставляет ребеночка, хихикающего от удовольствия, по-настоящему проснуться и взбодриться.

Надо учесть, что не каждому малышу подходит такая "зарядка" с утра пораньше. Нервных, легко возбудимых детей стоит, наоборот, успокоить и с самого начала дня дать понять, что все хорошо, мама рядом и очень любит своего малыша. Такого ребенка не тискают, а мягко, но с определенной успокаивающей силой проглажывают с головы до ножек, медленно и внушительно приговаривая:

Хорошеньким – хорошо.
Пригоженьким – пригожок.
Стойненьким – стройнячок,
А родненьким – родняшок.

Впрочем, особенно нервным малыша и этот щадящий вариант не подойдет. Они будут хорошо себя чувствовать, подставляя маминым рукам только свое спинку. И для таких в народе была сочинена своя "потягушечка":

Папа – еж,
Папа – еж,
Ты нам спинку не потрешь?

Произнося это, одной рукой вы держите малыша, а другой сверху вниз проглаживайте его спинку. Самое главное – разговаривать с крохой напевно и ласково и очень нежно его поглаживать.

Поиграем?

Чушки, вьюшки, перевьюшки (взяв ручки малыша в свои, крутите их друг вокруг друга), Тимбилим сиди в кадушке (постучите кулачками ребенка друг о друга так, чтобы ручки соприкасались не косточками, а ребрами ладошек); А мы его по макушке (пунктирынми движениями осторожно приближайте ручки ребенка к его головке); Бац-Бац-Бац (в этот момент очень нежно потюкайте ребенка по головке его же кулачками. На этом месте удовольствие ребенка как правило достигает пика).

"Коза рогатая" - стишок, который обязательно заканчивается щекотанием. Для развития интеллекта ребенка эта игра очень важна, т.к. через несколько "сеансов" кроха запоминает чем дело закончится и начинает хихикать заранее. Состояние предвкушения очень важно… Он учится запоминать и предугадывать.

Успокоим ревушку

Можно прижать кроху к себе и просто покачать, если этот метод не действует воспользуйтесь другим (не менее старинным):
Положите малыша к себе на колени и погладьте по головке, тихонько приговаривая:

Ах ты, кокля-мокля,
глазенки промокли.
Кто будет Машу обижать,
Того рога будут бодать.

А можно погладить малыша по головке и спинке, чуть приподняв его, и сказать:

Придет киска не спеша и погладит малыша.
Мяу-мяу, скажет киска, наша крошка хороша.

Старинная гимнастика

Эта гимнастика разрабатывает мышцы животика и улучшает перистальтику кишечника.

!Для малышей, которые готовы развлечься!
Тушки-татушки, испекли ватрушки (мама водит ручками ребенка вверх-вниз, "встречаясь" ладошками – это напоминает движение музыканта, играющего на тарелках), на окно поставили (руки с определенным усилием опускаются на животик), оставить оставили (машем ручками). А пшеничный пирожок – он на опарышке взмешен (тут ребеночка нужно нежно прощипать-промять от животика до плеч), так высо-о-оконько-высок! (ручки ребенка поднимаются к макушке). Это "высо-о-оконько" нужно выделить голосом, который "взлетает" вместе с ручками малыша.

!Настоящая гимнастика!
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) стоит миска творогу (кладем ладонь на животик), прилетели две тарелки (строчка произносится по слогам, и одновременно с этим мама короткими бодрящими движениями, напоминающими детские "саечки", проходит по бочкам малыша снизу вверх), поклевали (два маминых пальца "скачут" по центру животика крохи вверх), улетели (снова "саечки", или же наоборот успокойте поглаживаниями).

Пальчики…

Простейшая игра с загибанием пальчиков "сорока-воровка". Вспомним, какая она была раньше. "Игра" состояла из двух частей: сначала говорили о том, в чем большой пальчик виноват (кашу не варил, воду не носил, дров не рубил), а потом как он исправлялся. "Вот он ходит, воду носит, дрова рубит, кашу варит".
Важно показать крохе как бы связь его пальчиков с другими частями тела: Знай, знай наперед (ваши пальцы движутся от большого пальчика крохи вверх по руке), здесь водица студеная (на сгибе локтя пальчики задерживаются и нежно, но отрывисто "топчутся"), здесь водица теплая (задерживаемся на плечике), а здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток (ваши пальцы быстро сбегают с плеча а бок).
Конечно роль большого пальчика основная, но не забываем и про остальные, погладим каждый:

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистый стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.

Ладошки и стопки…

Важно как можно скорее вынудить кроху раскрыть ладошку. Он может сделать это непроизвольно, если ручкой, сжатой в кулачок, погладить свое или его личико. Можно погладить и ручку ручкой: "Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем".
Для закрепления навыка поводите пальцем по ладони крохи, описывая круг: "Птичка-птичка, вот тебе водичка". Потом сделайте тот же круг, только уже с помощью пощипывания и покалывания: "Вот тебе игрушка на моей ладошке".

Требуют внимания и стопы.
Проведите пальцем под пальчиками детской ножки (это побудит его сжать пальчики), а потом – по краешку стопы (в ответ он разожмет пальчики). Круговыми движениями погладьте пяточку, приговаривая "Мишке толстопятому – заиньке усатому – лисичке-сестричке – воробью - синичке" (начиная, естественно, с большого пальчика). В завершение погладьте большим пальцем подушечки стопы со словами: "Кому в роток, кому в зобок, кому в лапочку". Слова "в лапочку" произносятся особенно нежно.

0

3

Здорово. Спасибо, воспользуемся)))))

0

4

У меня вся стена была завешана стишками и прибаутками. Когда ложила дочку на стол для переодевания или когда зарядку делали, то подглядывала на стену и рассказывала ей, а она внимательно слушала и улыбалась.

0

5

Basstet, спасибо, очень нужная информация!!! http://www.kochegarka.com/images/65.gif
Жаль, что раньше этого не прочитала...нигде не могла найти что-либо подобное...

0

6

Чебурашка
пользуйтесь на здоровье) со вторым уже во всеоружии будешь) а так мне мама моя сначала подсказала, сама бы и не подумала, а она так ворковала  с ним)

0


Вы здесь » Форум тагильских родителей » Я родился! » Потягунюшки-порастунушки!