http://2.bp.blogspot.com/-0h0EtUV612U/TqBQfTYwTjI/AAAAAAAAJD4/n3Ie9dFWld4/s320/%25D0%2594%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B8-%25D0%25BE%25D1%2582-1-%25D0%25B4%25D0%25BE-2-%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582.jpg

Ребенок в этот период стремится подолгу самостоятельно стоять и даже переступать, если его поддерживать за руки. Иногда в этом возрасте он уже начинает передвигаться сам, держась за каталку, табуретку, толкая впереди себя стул. Малыш пытается сползти на животе с дивана, забраться по наклонной плоскости или ступенькам вверх.

С 10 — 11 месяцев большинство детей начинают овладевать самостоятельной ходьбой. Им, безусловно, надо в этом помочь, тем более что многие из них физически уже способны пойти. Они не цепляются за опору, а только слегка придерживаются, но покинуть ее и тронуться с места без поддержки очень боятся.

В такой ситуации водить малыша за руки в надежде, что он со временем позволит отпустить их или сам оставит руки взрослого, бесполезно. Если ребенок уже готов к самостоятельной ходьбе, но только не может преодолеть свой страх перед возможным падением, то целесообразно, проведя немного за обе руки, оставить его, чуть-чуть отступить и, протянув руки, позвать к себе либо поманить интересной игрушкой.

У ребенка должно остаться впечатление, что он не утратил опоры и сразу же может ухватиться за протянутые к нему руки. А как только он сделает первые самостоятельные шаги, взрослому надо незаметно еще немного отступить. Ребенку придется шагнуть еще раз, другой, третий, четвертый, пятый, пока наконец он не окажется под надежной защитой поддерживающих ласковых рук матери. Такая игра малышу должна понравиться, и после нескольких повторений ему самому захочется ходить самостоятельно.

При обучении ходьбе не рекомендуется использовать различные приспособления типа ходунков. Ни одно из них не заставит малыша пойти раньше срока. Передвижение в ходунках или с помощью вожжей приучает ребенка надеяться на постороннюю помощь. К тому же, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься на пол и поползать или лечь. Нельзя учить ребенка ходить, держа его за одну руку. Такое положение может привести к искривлению позвоночника.

Когда ребенок овладеет ходьбой, во время прогулки лучше отпустить его идти одного. Если же он требует поддержки, то поддерживать его целесообразно попеременно то за одну, то за другую руку.

Не удивляйтесь, если во время пика двигательной активности ребенка пропадет интерес к окружающим предметам. Все внутренние силы малыша сконцентрированы в этот момент на отработке навыков передвижения.

Игрушки для ребенка от 10 месяцев до года

Ваш малыш хорошо ползает и начинает вставать. Все большее количество информации он впитывает через зрение. Самое время подстегнуть его развитие. В этом возрасте нужно покупать игрушки, части которых можно нанизывать — пирамидки, кольца, разбирающиеся фигурки со штырем посередине. Малыш с удовольствием будет ими заниматься.

Не забудьте о таком важном предмете, как надувной шар: интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.

У малыша продолжает развиваться слух — ставьте диски, давайте слушать музыкальные шкатулки и т.д.

Книги должны быть картонными (такие легче листать и трудно порвать) и с красочными веселыми иллюстрациями.

Именно в этом возрасте у малыша появляется любимая игрушка — чаще всего, это кто-нибудь плюшевый — мишка, белка, киска — которых заботливые родители не забыли ему подарить.

Для ребятишек до года производят и резиновые игрушки. Они бывают самые разные — в форме мячиков со специальными выемками для крохотных пальчиков, шариков с шипами или в виде забавных ежиков. Игры с такими мячиками развивают мелкую моторику, к тому же малыш познает новые формы, видя, что предметы бывают круглые, овальные, с шипами или с маленькими дырочками. Все игрушки легкие, мягкие, так что ваш ребенок не поранится.

А чтобы первые шаги вашего крохи были более уверенными, ближе к 10 месяцам подарите ему игрушку-каталку. Их сейчас на прилавках магазинов великое множество.

Что должен уметь ребенок к году

На одиннадцатом месяце заметно возрастает координация движений пальцев. Малыш совершает сложные действия: снимает кольца с пирамидки и надевает их, любит открывать и закрывать коробочки, вкладывать в них что-нибудь, вынимать содержимое, комкать и рвать бумагу. Он уже находит и дает взрослому названную игрушку. Предпочитает смысловые игрушки и осуществляет сюжетные действия с ними: укачивание куклы, стаскивание с нее одежды, передвижение автомашины. Знает имена близких, произносит первые двусложные слова ма-ма, ба-ба, па-па. Порядок овладения этими словами зависит от того, кто из взрослых больше уделяет внимания ребенку и чаще общается с ним.

Малыш быстро отвлекается, переключается с одного предмета на другой. Но годовалый ребенок уже может сосредоточиться на 5—10 минут. Это надо воспитывать. Одно из условий такого воспитания — уважение к занятиям маленького человека. Если ребенок чем-то занялся, не следует прерывать его игру. Если он сам себя чем-то заинтересовал, лучше не мешать ему и не вторгаться в его дела. Если же ребенок не знает, как себя занять, тогда нужно ему помочь.

Не огорчайтесь, если малыш предпочитает общению с малознакомыми людьми, самостоятельные игры. Самостоятельные игры вовсе не означают, что малыш будет замкнутым. Просто он пока не готов к общению с новыми для него людьми. Его очень радует общение с вами.

Ребенок по-своему интерпретирует то, что слышит

Малыша очень интересуют звуки, которые он слышит. Он уже знает, что «мяу» говорит кошка. Или что звук дверного звонка означает, что кто-то пришел. Вы можете помочь ребенку с интерпретацией звуков, чтобы у него не возникало ошибочных представлений.

Новые навыки. Чему учить ребенка дальше

Продолжается овладение новыми навыками. Ребенок сам берет чашку и пьет из нее. Ложка, которую он до этого держал в руке чисто символически, порой пускается в дело. И хотя от этого родителям прибавляется намного больше хлопот, такие действия надо поощрять.

Взрослые, окружающие ребенка, обычно используют любой повод для разговора с ним. Стараются знакомить его со всем, что находится в комнате. В награду им малыш быстро учится показывать, где у него носик, ротик, ножки. Появляются первые обобщения. Ребенок может показать, где носик и ножки у куклы, у собачки и т. д. Для развития способности обобщения надо показывать малышу одинаковые предметы, различающиеся формой, цветом, размерами, называя их одним словом.

Становлюсь любознательным

С возрастом увеличивается любознательность. Ребенок тянется к животным, любит наблюдать за движением людей, транспорта. Все ему хочется получше узнать. Он становится легкообучаемым, быстро запоминает название предметов, разученные действия.

У него отмечается высокая звукоохотливость, он как бы играет отдельными звуками и слогами, иногда придает им эмоциональную окраску. В 10 месяцев ребенок повторяет за взрослыми различные слоги, не придавая им никакого смыслового значения.

Разговаривая в это время с малышом, следует отчетливо и медленно произносить слова, чаще употреблять простые односложные и двусложные. Показывая новый предмет, нужно четко его назвать. Хотя ребенок и не сумеет повторить название, но он может его запомнить. Без этого этапа развитие осмысленной речи задерживается.

Многие слова, несущиеся из приемника, телевизора, не ускоряют развитие речи ребенка, а порой даже замедляют этот процесс вследствие чрезмерной словесной перегрузки.

Девяти-, десятимесячный малыш некоторое время способен заниматься игрушками самостоятельно. Эти занятия маленького человека следует уважать, не вторгаясь в его дела и не прерывая игру. То, с чем ребенок справляется сам, неразумно делать за него. А таких дел с каждой неделей будет становиться все больше.

Не прошу, а требую

С четко выраженными проявлениями воли ребенка окружающие его взрослые сталкиваются во втором полугодии жизни. Малыш становится настойчивым в стремлении добиться выполнения своего желания. Он кричит (не плачет), капризничает, требуя, чтобы ему сменили мокрое белье, накормили или взяли на руки.

К таким требованиям следует относиться дифференцированно. Все, что касается удобства ребенка, безусловно, подлежит немедленному исполнению. Но если он требует того, что может причинить ему вред или не может быть ему предоставлено, необходим твердый отказ в виде слова «нельзя». Не поняв еще смысла этого слова, ребенок мгновенно уловит твердость интонации в отрицании выполнения своего желания. Если не воспитать восприятия запрета в раннем возрасте, в будущем исправить этот дефект воспитания будет чрезвычайно трудно.

Безусловно, ребенок должен знать слово «нельзя», но не стоит употреблять его несколько раз подряд. Ребенок должен понять, что вы не отказываете во всем подряд, а только в особых случаях. После отказа в одном разрешите малышу в другом.

Подведем первые итоги развития ребенка

К 11 месяцам ребенок самостоятельно стоит, приседает и поднимается без опоры, нагибается, приседая, чтобы поднять игрушку, ходит, если не самостоятельно, то при поддержке за одну руку или держась за каталку, табуретку или стул, которые толкает перед собой, пытается забираться по наклонной плоскости или ступенькам вверх, сползти на животе с дивана.

Одиннадцатимесячный ребенок осваивает первые простые слова «мама», «баба», «папа», а также слова-обозначения: «ляля» — кукла, «ав-ав» — собака, «биби» — машина и т. п. Он способен повторять за взрослым короткие слова: бах, ау и т. п., понимает смысл коротких простых фраз, выполняет несложные требования взрослых.

Учите ребенка вести себя достойно

Если вы чем-то расстроены или даже злитесь, не стоит выплескивать свои эмоции при ребенке. Дело в том, что дети перенимают модели поведения родителей. Они как маленькие губки, которые впитывают не только воду, но и частички влаги, находящиеся в воздухе. Дети замечают и перенимают не только яркие поведенческие реакции, они чувствуют и воспринимают саму атмосферу отношений!

Будьте достойным примером. Дети перенимают у родителей большую часть поведенческих реакций на происходящие события. Например, ребенок пролил сок. Можно спокойно вытереть стол, а можно начать ругать ребенка. Только своим примером можно научить малыша быть злым, а можно наоборот. Главное — помните, как себя ведете вы, так же себя будет вести и ваш ребенок.

Как реагировать на падение

Малыш с легкостью заползает под столы и стулья, оказывается в самых неприметных уголках квартиры. Он свободно встает на ноги и удерживает равновесие, используя для этого только одну руку.

Малыши падают и при этом получают синяки и ссадины — это неизбежно. Даже если вы будете внимательно присматривать за ребенком, он все равно найдет момент, когда можно будет уползти от вас. Старайтесь правильно реагировать на полученные травмы. Если травма серьезная, обратитесь к врачу. Небольшие ссадины можно обработать в домашних условиях спиртовым раствором бриллиантовой зелени. В тех случаях, когда малыш лишь чуть-чуть ударился, падение можно перевести в шутку. Вы можете быть удивлены, когда ребенок специально упадет для того, чтобы услышать ваш смех!

Если после того, как ребенок упал, вы начинаете причитать и сильно жалеть его, то он быстро принимает предложенную вами форму поведения. Если же вы спокойно относитесь к падениям, то ребенок тоже не обращает на них внимания. Он самостоятельно встает и продолжает свою деятельность.

Отношение малыша к родителям

Отношения между родителями и детьми, складывающиеся в каждой семье, уникальны и неповторимы. Каждый родитель пытается расширить кругозор ребенка, и каждый делает это по-своему.

Ребенок испытывает сильную привязанность к родителям и людям, ухаживающим за ним. Он становится менее настороженным и пугливым в отношении незнакомых людей, но все же старается приблизиться к родителям или хотя бы поймать их взгляд.

«Волшебные» слова

Хотя ребенок произносит лишь несколько слов или только слоги, он хорошо понимает все, что говорите вы. Ребенок знает названия почти всех предметов, находящихся в доме. Он может выполнять простейшие команды.

Не забывайте употреблять в своей речи такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста». Несмотря на то, что малыш не может вам ответить, он воспринимает речевые обороты, используемые в вашей речи. Для того чтобы научить ребенка вежливости, вполне достаточно вежливо вести себя по отношению к нему, к членам семьи и посторонним людям. Не удивляйтесь, когда, едва начав говорить, малыш произнесет свое первое «спасибо».

Языковые навыки. Развитие речи ребенка

Ребенок хорошо понимает речь взрослых. Он знает, что может удовлетворить свои желания при помощи речи. Увеличивается активный и пассивный словарный запас. Ребенок выполняет простые указания.

Речь ребенка становится более понятной. Он чаще произносит слова, которые означают какой-либо предмет. Иногда малыш может длительно повторять одно и то же слово. Малыш отчетливо произносит «мама», «папа», «баба», «деда», «мяч». В некоторых словах дети «проглатывают» первые буквы, например вместо слова «хлеб» говорят «леб». Некоторые дети придумывают собственные названия для предметов. В возрасте 11 месяцев ребенок сильно погружен в мир собственных слов и речей.

Детские игры

Если ребенок играет дома, необходимо постоянно контролировать его деятельность. В этом возрасте периоды затишья в игре означают, что что-то случилось. Наблюдайте за малышом постоянно. Оставляйте его в детской лишь на несколько минут, как только закончите неотложное дело, тут же возвращайтесь к малышу. Если вы находитесь в разных комнатах, то слушайте малыша и почаще приходите приглядывать за ним.

Взаимодействию с окружающими ребенок учится у родителей и людей, постоянно находящихся рядом с ним.

Раздевание как игра. Одним из любимых занятий детей в этом возрасте является раздевание. Ребенок может раздеваться так же часто, как вы его будете одевать. Некоторые малыши снимают только носки и ботинки. А другие снимают даже подгузники. Если ребенок зачастил с раздеванием, оставьте его на некоторое время голышом, чтобы он мог отвлечься от необычной игры.

Усложнение игр. Игры, которым ребенок стал отдавать предпочтение, усложнились. Малыш пытается петь вместе с вами. Он стремится проводить больше времени за книжками. Появился интерес к изучению внутреннего устройства предметов.

Чем занять ребенка в этом возрасте

С наибольшим интересом во втором полугодии жизни дети выясняют взаимоотношения предметов друг с другом: как большие игрушки соотносятся с маленькими и как маленькие предметы можно положить в большие.

Совершенствование навыков рук и пальцев позволяет ребенку выдумывать различные комбинационные игры с игрушками — стучать одной по другой, нагромождать игрушки в кучу и (самое любимое занятие) наполнять и опустошать те или иные емкости. Умение манипулировать одновременно двумя игрушками открывает для малыша практически бесконечные игровые возможности.

Дайте ребенку большое пластиковое ведерко или обувную коробку и посмотрите, как он постарается наполнить эти контейнеры всем, что попадается.

Теперь посмотрите, как малыш совместит кубик и контейнер. Его разум и руки работают вместе, придумывая, как положить кубик в коробку и, конечно же, как оттуда его вынуть. Поиграв в "кладу и вынимаю", он начнет потряхивать кубик в контейнере, получая огромное удовольствие от раздающегося при этом звука.

Посмотрите, каким внимательным и сосредоточенным стало выражение лица ребенка, занятого этими игровыми комбинациями.

Принесите с кухни кастрюльки и сковородки (советуем предварительно заложить уши ватой!). Малыш придет в восторг от возможности положить маленькую кастрюльку в большую и, конечно же, погреметь ими.

Игры с краном и раковиной в ванной комнате (только под вашим присмотром!) дают возможность поупражняться в наливании и выливании. Зачерпывать воду чашкой, а потом выливать ее — одна из любимых забав малышей.

Посадите малыша в большую бельевую корзину, наполовину наполнив ее носками и разной детской одежкой. Он долго и с большим удовольствием будет опустошать ее, выбрасывая одну вещь за другой.

Когда все белье окажется на полу, выньте из корзины и самого маленького "помощника" и покажите ему, как все обратно "складывать". Поднимите носок и демонстративно положите в корзинку. "Помощничек" с таким же упоением, как разгружал, начнет вновь заполнять корзину.